19/18 Дней/Ночей | 1 Участники | 170000 Бюджет поездки |
Цель этого дня была доехать до священного озера Маносаровар, которое почитается наравне с Кайласом, и по преданию наполнено «живой» водой. Расстояние составляло 660 км, поэтому мы без завтрака, с раннего утра, прыгнули в автобус и с радостью покинули замечательно грязный город Сага.
В автобусе уже стало понятно, что большинству участников группы, мягко говоря, не очень хорошо. Кто-то ночью не мог заснуть, а кто-то даже ползал по полу от раздирающей головной боли.
Проскочив очередной перевал высотой 4800 метров, мы остановились на завтрак рядом с интересным монастырем Даргьелинг.
Монахи ходили очень неспешно, как будто вымеряли каждый шаг. Один из монахов, стесняясь, подошел к нашей Елене и что-то попросил, еле ворочая губами, тихо-тихо. Сначала Елена не могла его понять, думала, что он просил денег, но в итоге оказалось, что он просил любое изображение Далай-Ламы. Это было бы величайшим для него подарком. А осторожничал он оттого, что портреты Далай-Ламы строжайше запрещены в Китае из-за борьбы того за независимость Тибета. К сожалению, у Елены портрета не было, поэтому монах был награжден настоящей, светлой и очень притягательной улыбкой русской женщины.
В этом месте я очень глубоко прочувствовал выражение «Движение — это жизнь», так как ритмичная ходьба была эффективным средством против горной болезни. На левую ногу вдыхаешь, на правую — выдыхаешь. Так я ходил по кругу, и становилось легче.
До обеда мы успели посетить еще один монастырь под названием Джадун, расположенный на перевале высотой 4700 метров, который запомнился красочными свирепыми демонами, охранявшими вход.
Дальше, откуда ни возьмись, перед нами выросли песчаные дюны по берегу реки Брахмапутры. Песочек был как на море, тепленький, чистенький, не хватало только звука прибоя и оголтелых чаек … на высоте 4500 метров над уровнем как раз желанного моря)))
Населенный пункт Парьянг гостеприимно встретил нас китайским рестораном, который очень вкусно накормил и оставил только приятное впечатление. Также определенное впечатление оставил общественный туалет в Парьянге.
Он находился на определенном подиуме, а высота стенок была по пояс. Чувство, что тебя отовсюду видно, было не из приятных. Спасала только маленькая картонка, которая «типа» являлась дверью и показывала, что внутри кто-то есть. Недолго думая, наши люди начали фотографировать местную достопримечательность, в том числе себя на фоне нее)))
Преодолев последнее испытание перед Маносароваром — перевал высотой 5211 метров — мы, наконец, увидели это священное озеро, которое приветствовало нас хорошей погодой.
Вдали показался «местный хозяин» Кайлас. Было ощущение, что Кайлас пристально следил за гостями, попавшими в его обитель. В душе было непередаваемое ощущение праздника. Мы сделали это, мы добрались до величайшего священного места на планете! От переизбытка чувств захотелось прогуляться, и мы прошлись пешочком по автомобильной дороге с мыслями и взорами, направленными на Кайлас.
Следующий день начался с того, что мы встречали рассвет в монастыре Чиу Гомпа, расположенном на вершине небольшой, но крутой горы. Солнца ждали долго, ноги начали подмерзать под пронизывающим тибетским ветром.
Зато, когда солнце появилось, перед нами открылся замечательный вид на освещенный Маносаровар, горную гряду, озеро Ракшас Тал, и вдалеке неизменно притягательный Кайлас.
Буддийская служба распевными мантрами звучала в проигрывателе. Из-за введенных китайцами ограничений, во многих монастырях было запрещено проводить живые службы.
Чиу Гомпа называют «птичим монастырем» («Чиу» переводится как «маленькая птичка»). Этот монастырь известен и почитаем среди паломников.
Здесь не раз медитировал великий йог Миларепа. В его недрах находится пещера, в которой провел последние семь дней жизни великий учитель Тибета Падмасамбхава (Гуру Ринпоче, что в переводе «драгоценный учитель», индийский учитель буддийской тантры 8 века, который внес значительный вклад в развитие и становление буддизма в Тибете).
Обязательным действом было купание в Маносароваре — я постарался обтереться полностью этой волшебной живой водой. Моему примеру последовал индус с длинными седыми волосами. Вода была очень приятная, хотя как обычно холодная.
Вообще, оказалось, что тибетцы не купаются в священных озерах, у них это считается осквернением. Зато индусы и русские с радостью в них плещутся. Погода была солнечная, настроение было приподнятое.
Проехав немного от Маносаровара, мы остановились на озере демонов с «мертвой водой» под названием Ракшас Тал. В отличие от цветущего Маносаровара, у Ракшас Тала редко можно встретить травинку, берег усыпан галькой.
Все слышали протяжное пение мантр, но никто не мог понять, откуда голос. Оказалось, что на берегу лежал проигрыватель в форме лотоса с солнечной батареей. Мы сделали предположение, что тибетцы таким образом утихомиривают демоническое озеро.
Дальше мы направились к горячим источникам Тиртапури, расположенным на берегу еще одной великой реки Сатледж, которая наряду с Индом, Брахмапутрой и Карнали берет свое начало из района Кайласа. Во время пути мы приблизились к комплексу Кайласа и не могли оторвать от него взгляд.
Очутившись на берегу реки Сатледж, мы решили подняться в горку к монастырю, связанному с именем Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче), который когда-то освятил эти места, тем самым изгнав из Тиртапури местных демонов.
Вообще, это место считается третьим по значимости священным местом в округе Нгари после Кайласа и Маносаровара. Поднявшись на гору, мы были немного расстроены, что вход в монастырь был закрыт из-за ремонта, шли работы по восстановлению.
В цивильных горячих источниках, расположенных в новом здании, нам вежливо отказали в просьбе искупнуться, поэтому оставалось купаться в открытых горячих ваннах. Ощущения были потрясающие, расслабление наступило моментально, время как будто остановилось, и не хотелось вылезать и освобождать замечательную ванну следующим страждущим.
После обеда путь наш лежал в знаменитую долину Гаруды. Гаруда — в индуизме ездовая птица (вахана) бога Вишну, борец со змеями, гнездящимися в умах неверующих и сомневающихся в боге, в буддизме является одним из символом просветленного ума. Долина Гаруды — мистическое место, которое как магнит притягивает к себе эзотериков и мистиков со всего света. Притягивает неспроста — в этом месте находилось древнее могущественное царство Шанг-Шунг (Шанг-Жонг) с великолепным серебряным дворцом. Некоторые люди отождествляют царство Шанг-Шунг со знаменитой священной страной Шамбалой или Олмо Лунгрингом (так называют Шамбалу в религии бон). По бонской легенде в священной стране Олмо Лунгринг снизошел с небесных сфер Тонпа Шенраб, основатель религии бон. Несмотря на такую священность, тибетцы совершенно не стремятся в это место для поклонения и посещения, они считают его опасным. Если верить Эрнсту Мулдашеву, который узнал про Шанг-Шунг от бонского монаха, в очень древние времена Шанг-Шунг был королевством йогов, там жили просветленные тибетцы и Большие Люди, которые владели древними знаниями и передавали их йогам. Затем по каким-то причинам Большие люди ушли в подземелья или вошли в состояние сомадхи, уединившись в недоступных пещерах. После этого события тибетцы потихоньку начали утрачивать древние знания, начали дичать, скатились до примитивного уровня, пока окончательно мощный некогда Шанг-Шунг не прекратил своего существования. И в этих местах поселился злой дух, который питался негативной энергией людей. Даже очень близкие люди под влиянием злого духа могли поубивать друг друга. Место прозвали «местом голодного черта».
Целью в долине Гаруды для нас был один из главных бонских монастырей — Гури Гьям. Тибетская религия бон древнее буддизма. В отличие от буддистов бонцы ходят кору против часовой стрелки. По пути до монастыря долина Гаруды открылась нам слоистыми песчаными скалами, наполненными всевозможными пещерами и ходами. Возможно и сейчас в этой веренице пещер живут отшельники, аскеты, йоги, медитационными практиками пытающиеся достичь просветления и нирваны. Монастырь Гури Гьям встретил нас неприветливо, чувствовалось, что здесь мы чужие.
Вообще в долине Гаруды у меня появилась какая-то внутренняя тревога. Вспоминая об ощущениях, испытанных там, всплывает мрачная картинка. Монах монастыря был с нами осторожен. От него мы узнали, что в храме, расположенном в пещере метрах в двадцати над землей, находится в медитации один из монахов.
К сожалению или к счастью, долго находиться в этом месте мы не могли по причинам предстоящего в этот день длительного пути. Мы дружно сели в автобус и отправились в далекое место ночлега, которым был поселок Занда.
Продолжение следует …